|                                                                                                                                                                                                                   Утверждаю Директор школы:___________ Г. Р. Хафзетдинова Положение об электронных образовательных ресурсах 
 Общие положения 1.1 Положение об электронных образовательных ресурсах МОБУ СОШ с. Мустафино (далее - Положение) определяет виды электронных образовательных ресурсов (далее -ЭОР) и требования к ним. 1.2 Положение разработано с целью определения единых подходов к учету, классификации и минимальному наполнению ЭОР, используемых в учебном процессе школы. 1.3 ЭОР содействуют организации самостоятельной работы, индивидуализации обучения, активизации учебной деятельности обучающихся. 1.4 Основными областями применения Положения являются реализация электронного обучения (далее - ЭО) и использование дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в учебном процессе школы. 1.5 Положение изменяется или дополняется в соответствии с изменениями действующего законодательства РФ, нормативных актов Министерства образования и науки РФ и локальных нормативных актов МОБУ СОШ с. Мустафино, регламентирующих вопросы электронного обучения, использования ДОТ. 1.6 Положение утверждается директором МОБУ СОШ с.Мустафино   
 Нормативно-правовая база Положения 2.1 Положение разработано в соответствии с действующим законодательством РФ, существующими международными стандартами в области подготовки материалов ддя электронного обучения и стандартами РФ в области издательского дела, в частности; • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 ЖГ73-ФЗ). • Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (№ 149-ФЗ с изм. от 05.04.2013). • Уставом МОБУ СОШ с. Мустафино • Группой международных стандартов и спецификаций в области электронного обучения Тш Сап АР1.2 • Группой международных стандартов и спецификаций в области электронного обучения SСОКМ • ГОСТ Р 7.0.83-2012. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды выходные сведения. 
 ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня.  Термины и определения 3.1 ЭОР - совокупность учебных и учебно-методических материалов, .представленная в виде определенной информационно-технологической конструкции, удобной для изучения и использования в процессе обучения. 
 Информационно-технологическая конструкция ЭОР (ИТК ЭОР) - результат комплекса технологических процессов подготовки ЭОР и задействованных программно-технологических средств, обеспечивающих работоспособность ЭОР с применением возможных функциональных свойств (ссылочные отношения гиперссылки, интерактивные элементы, поиск, мультимедийные свойства и др.). В общем виде ИТК ЭОР определяется набором используемых информационных технологий, способами - организации контента и режимом использования ресурса. 3.3 Контент ЭОР (от англ. сопtепt - содержание, содержимое, суть) - информация, логически связанная и представленная в форме, ориентированной на непосредственное восприятие обучающимися. 3.4 Мультимедийный компонент ЭОР составная часть ЭОР, реализующая сочетание нескольких типов информации (текст, инфографика, графика, аудиоматериалы, видеоматериалы и анимация), воздействующих сразу на несколько каналов восприятия учащегося. 
 Интерактивность (от англ. interactive взаимодействие) способность информационно-коммуникационной системы без участия преподавателя активно и разнообразно реагировать на действия учащегося (навигация по элементам контента; множественный выбор из элементов контента; масштабирование и/или пространственная ориентация объектов; организация поиска по контенту и  др.). 3.6 Электронное обучение организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных протрамм информации и обеспечивающих обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. 
 Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.Информационная обучающая система (далее - ИОС) - информационная система, доступная в сетевом режиме, работающая в интерактивной форме, предоставляющая совместный доступ к ЭОР с возможностями контроля режима и статистики их использования в учебном процессе. ИОС позволяет формировать индивидуальную траекторию обучения. 3.9 Контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ) - набор средств оценки знаний и умений, позволяющий оценить (экспертно или автоматически) уровень усвоения знаний и полученных умений обучаемого. 3.10 Деривативные ЭОР - ресурсы, повторяющие в электронной форме некоторое печатное издание или аудиовизуальную продукцию. Виды электронных образовательеых ресурсов 
 Электронный терминологический словарь (глоссарий) - ресурс, содержащий перечень понятий и терминов, сопровождающихся информацией, раскрывающей их содержание, а также сведениями об упоминании терминов в ранее разработанных ЭОР, предполагающих наличие теоретико-практического материала. Глоссарий может комплектоваться статьями, видео- или аудиофайлами ко конкретной тематике. В совокупности глоссарий описывает ту или иную предметную область знаний учебной дисциплины (блока дисциплин). Информационно-технологическая копструкция: • перечень терминов с гиперссылками на статьи, раскрывающие содержание терминов, подготовленные с использованием сочетаний текстового и мультимедийного представления информации; • гиперссылки на упоминания терминов в других разработанных ЭОР; • система поиска по перечню терминов и содержанию статей глоссария; • титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями; • система навигации. 4.2 Электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний ресурс, содержащий комплект заданий, организованных в виде базы данных, с различными видами представления вопросов, практических заданий и упражнений, формулируемьтх и проверяемых в электронной форме и соответствующих им действий обучаемого (в частности, вариантов ответов) в соответствии с определенной предметной областью знаний. Информационно-технологическая конструкция: • методические указания, в которых отражается порядок действий обучаемого; • база данных, содержащая контрольно-измерительные материалы оценки знаний (например, вопросы и связанные с ними варианты ответов), имеющие структуру, соответствующую структуре разделов дисциплины; • компьютерная система проверки знаний, работающая с базой данных контрольно-измерителышх материалов оценки знаний; • титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями; • система навигации. 4.3 Электронная хрестоматия учебнопрактический ресурс, содержащий систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. При необходимости, электронная хрестоматия может дополняться контрольно-измерительными материалами. Информационно-технологическая конструкция: • представление в виде мультимедийных и/или интерактивных компонентов структурированного содержания теоретического и информационно-справочного материалов хрестоматии; • система полнотекстового поиска; • титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями; • система навигации по разделам теоретического материала и элементам управления; • справочная система по работе с хрестоматией. 4.4 Электронное наглядное пособие - ресурс, состоящий из ряда мультимедийных компонентов, наглядно демонстрирующих отдельные аспекты изучаемой дисциплины с помощью таких объектов, как: фотоизображения, иллюстрации, слайды, экскурсии, учебные анимации, учебные видеофильмы, документальные и художественные фильмы и прочее в различном их сочетании.  Информационно-технологическая конструкция: • комплекс из программных средств, по запросу пользователя демонстрирующий организованную наглядную информацию учебного назначения; • наглядная информация учебного назначения, представленная с использованием инфографики, мультимедийных и интерактивных средств (в т. ч. с использованием таких приемов как: наглядные визуальные ряды, применение слоев, срезов, сечений, выносок, картографической привязки и других подобных приемов повышения наглядности). Наглядная информация может быть организована в виде коллекции атласов, карт, альбомов, иллюстраций, видеосюжетов и т.д., состав которых определяется целями обучения; • титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями; • система навигации по компонентам наглядного пособия и элементам управления; • справочная система по работе с электронным наглядным пособием. 
 Электронный практикум — ресурс, состоящий из комплекса учебных моделей либо средств доступа к аппаратно-программным комплексам (лабораторным установкам), позволяющий провести самостоятельные исследования по определенным темам дисциплины. Электронный практикум может быть реализован как виртуальный лабораторный практикум, автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом и др. Информационно-технологическая конструкция: • краткие теоретические сведения, изложенные, в том числе, с использованием мультимедийных компонентов; „ • перечень задании для выполнения; • методические указания, в которых отражается порядок действий обучаемого; • электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний (подпункт 4.2); • титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями; • система навигации по элементам управления; • справочная система по работе с практикумом; • программное обеспечение, формирующее структуры отчетов по результатам исследований. 4.6 Электронный тренажер (симулятор) - ресурс, позволяющий формировать и закреплять профессиональные умения путем моделирования участия обучаемого в одной . или нескольких взаимосвязанных практических ситуациях.  Информационно-технологическая конструкция: • комплекс из программных средств, моделирующих в режиме обратной связи с обучаемым рабочее место, выполняемые функции или обстановк> профессиональной деятельности в форме виртуальных интерфейсов, приборов, среды; • методические материалы по использованию тренажера; • система навигации, подсказок и направляющих ссылок для активизации действий обучаемого, а также навигация по элементам управления; • титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями; • справочная система по работе с тренажером (симулятором). 4.7 Электронный курс лекций ресурс, представляющий собой комплекс текстографических конспектов лекций, освещающий содержание дисциплины в соответствии с учебной программой и организованный с помощью различных средств наглядности, мультимедийных компонентов и интерактивных форм. Информационно-технологическая конструкция: • лекции, представленные в виде текстографических конспектов; • наборы презентационных материалов (слайдов) для сопровождения лекций; • при необходимости - коллекции видеофильмов для сопровождения дисциплины, а также иные виды сопровождения; • электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний (подпункт 4.2); • титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями; • методические указания по изучению; 
 список литературы, в т. ч. гиперссылки на внешние источники, печатные, мультимедийные издания и ресурсы; • система навигации по содержанию каждой лекции, а также между лекциями. 
 Электронный учебник - ресурс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее „учебной программе. Электронный учебник, должен содействовать организации самостоятельной учебной деятельности. Информационно-технологическая конструкция: • теоретический материал, представленный в виде гипертекста, разбитый на разделы и подразделы (темы); • электронный курс лекций; • мультимедийные компоненты, повышающие степень выразительности теоретического материала, иллюстрирующие основное понятие или объект изучения в каждом подразделе (теме) теоретического материала; • электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний; • электронный терминологический словарь (глоссарий); • иные ЭОР, описанные в подпунктах 4.1 - 4.7; • система навигации и поиска по материалам учебника, обеспечивающая возможность быстрого доступа к оглавлению учебника, а также любому подразделу (теме) или дополнительному материалу; • инструкция по работе с системой навигации учебника; • титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями. Электронный учебник может содержать дополнительные встроенные программные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, моделирования). 
 Требования к видам электронных образовательных ресурсов 5.1 Основные требования к электронным образовательным ресурсам: • доступность посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. Интернет, в круглосуточном режиме («в любое время и из любого места»); • доступность с помощью единого сервиса («личного кабинета» обучаемого); • востребованность ЭОР обучаемыми в ходе учебного процесса в соответствии с подпунктом 6.2; • субъектом управления процессом изучения учебного материала с помощью ЭОР должен быть либо обучающийся, либо, что предпочтительнее, информационно-обучающая система. 5.2 Разработка ЭОР производится с учетом требований образовательных стандартов (федеральных государственных образовательных стандартов, а также стандартов, разрабатываемых в университете), а также с учетом требований учебной программы дисциплины. 5.3 Разработка ЭОР производится с применением программно-технологических средств, на использование которых у школы или авторов имеются законные права. 5.4Выходные сведения ЭОР оформляют в соответствии ГОСТ Р 7.0.83-2012. 
 Использование ЭОР в учебном процессе 6.1 Размещение ЭОР осуществляется на базе следующих сетевых ресурсов: • Сайта МОБУ СОш с. Мустафино mustafa.usoz.net в разделе Электронное образование 6.2 Необходимым условием востребованности ЭОР в учебном процессе является наличие обучаемых, которые используют ЭОР: осуществляют доступ к учебным материалам, выполняют учебные задания, используют контрольно-измерительные материалы, используют средства взаимодействия с преподавателем и иные средства, предусмотренные ресурсом. 6.3 Использование ЭОР в учебном процессе, контент которого представлен в -авторской редакции, как правило, ограничивается сроком в 1 учебный год, в течение которого проходит апробация ресурса. После апробации ЭОР в обязательном порядке подлежит редакционной обработке и экспертизе (внутренней либо внешней). Сведения о прохождении экспертизы (в том числе сведения об эксперте) указываются на титульном экране ЭОР. |