Утверждаю
Директор школы:___________
Г. Р. Хафзетдинова
Положение об электронных образовательных ресурсах
- Общие положения
1.1 Положение об электронных образовательных ресурсах МОБУ СОШ с. Мустафино (далее - Положение) определяет виды электронных образовательных ресурсов (далее -ЭОР) и требования к ним.
1.2 Положение разработано с целью определения единых подходов к учету, классификации и минимальному наполнению ЭОР, используемых в учебном процессе школы.
1.3 ЭОР содействуют организации самостоятельной работы, индивидуализации обучения, активизации учебной деятельности обучающихся.
1.4 Основными областями применения Положения являются реализация электронного обучения (далее - ЭО) и использование дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в учебном процессе школы.
1.5 Положение изменяется или дополняется в соответствии с изменениями действующего законодательства РФ, нормативных актов Министерства образования и науки РФ и локальных нормативных актов МОБУ СОШ с. Мустафино, регламентирующих вопросы электронного обучения, использования ДОТ.
1.6 Положение утверждается директором МОБУ СОШ с.Мустафино
- Нормативно-правовая база Положения
2.1 Положение разработано в соответствии с действующим законодательством РФ, существующими международными стандартами в области подготовки материалов ддя электронного обучения и стандартами РФ в области издательского дела, в частности;
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 ЖГ73-ФЗ).
• Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (№ 149-ФЗ с изм. от 05.04.2013).
• Уставом МОБУ СОШ с. Мустафино
• Группой международных стандартов и спецификаций в области электронного обучения Тш Сап АР1.2
• Группой международных стандартов и спецификаций в области электронного обучения SСОКМ
• ГОСТ Р 7.0.83-2012. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды выходные сведения.
- ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня.
Термины и определения
3.1 ЭОР - совокупность учебных и учебно-методических материалов, .представленная в виде определенной информационно-технологической конструкции,
удобной для изучения и использования в процессе обучения.
- Информационно-технологическая конструкция ЭОР (ИТК ЭОР) - результат комплекса технологических процессов подготовки ЭОР и задействованных программно-технологических средств, обеспечивающих работоспособность ЭОР с применением возможных функциональных свойств (ссылочные отношения гиперссылки, интерактивные элементы, поиск, мультимедийные свойства и др.). В общем виде ИТК ЭОР определяется набором используемых информационных технологий, способами
- организации контента и режимом использования ресурса.
3.3 Контент ЭОР (от англ. сопtепt - содержание, содержимое, суть) - информация, логически связанная и представленная в форме, ориентированной на непосредственное восприятие обучающимися.
3.4 Мультимедийный компонент ЭОР составная часть ЭОР, реализующая сочетание нескольких типов информации (текст, инфографика, графика, аудиоматериалы, видеоматериалы и анимация), воздействующих сразу на несколько каналов восприятия учащегося.
- Интерактивность (от англ. interactive взаимодействие) способность информационно-коммуникационной системы без участия преподавателя активно и разнообразно реагировать на действия учащегося (навигация по элементам контента; множественный выбор из элементов контента; масштабирование и/или пространственная ориентация объектов; организация поиска по контенту и др.).
3.6 Электронное обучение организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных протрамм информации и обеспечивающих обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
- Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
- Информационная обучающая система (далее - ИОС) - информационная система, доступная в сетевом режиме, работающая в интерактивной форме, предоставляющая совместный доступ к ЭОР с возможностями контроля режима и статистики их использования в учебном процессе. ИОС позволяет формировать индивидуальную траекторию обучения.
3.9 Контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ) - набор средств оценки знаний и умений, позволяющий оценить (экспертно или автоматически) уровень усвоения знаний и полученных умений обучаемого.
3.10 Деривативные ЭОР - ресурсы, повторяющие в электронной форме некоторое печатное издание или аудиовизуальную продукцию.
Виды электронных образовательеых ресурсов
- Электронный терминологический словарь (глоссарий) - ресурс, содержащий перечень понятий и терминов, сопровождающихся информацией, раскрывающей их содержание, а также сведениями об упоминании терминов в ранее разработанных ЭОР, предполагающих наличие теоретико-практического материала. Глоссарий может комплектоваться статьями, видео- или аудиофайлами ко конкретной тематике. В совокупности глоссарий описывает ту или иную предметную область знаний учебной дисциплины (блока дисциплин).
Информационно-технологическая копструкция:
• перечень терминов с гиперссылками на статьи, раскрывающие содержание терминов, подготовленные с использованием сочетаний текстового и мультимедийного представления информации;
• гиперссылки на упоминания терминов в других разработанных ЭОР;
• система поиска по перечню терминов и содержанию статей глоссария;
• титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями;
• система навигации.
4.2 Электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний
ресурс, содержащий комплект заданий, организованных в виде базы данных, с различными видами представления вопросов, практических заданий и упражнений, формулируемьтх и проверяемых в электронной форме и соответствующих им действий обучаемого (в частности, вариантов ответов) в соответствии с определенной предметной областью знаний.
Информационно-технологическая конструкция:
• методические указания, в которых отражается порядок действий обучаемого;
• база данных, содержащая контрольно-измерительные материалы оценки знаний (например, вопросы и связанные с ними варианты ответов), имеющие структуру, соответствующую структуре разделов дисциплины;
• компьютерная система проверки знаний, работающая с базой данных контрольно-измерителышх материалов оценки знаний;
• титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями;
• система навигации.
4.3 Электронная хрестоматия учебнопрактический ресурс, содержащий систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. При необходимости, электронная хрестоматия может дополняться контрольно-измерительными материалами.
Информационно-технологическая конструкция:
• представление в виде мультимедийных и/или интерактивных компонентов структурированного содержания теоретического и информационно-справочного материалов хрестоматии;
• система полнотекстового поиска;
• титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями;
• система навигации по разделам теоретического материала и элементам управления;
• справочная система по работе с хрестоматией.
4.4 Электронное наглядное пособие - ресурс, состоящий из ряда мультимедийных компонентов, наглядно демонстрирующих отдельные аспекты изучаемой дисциплины с помощью таких объектов, как: фотоизображения, иллюстрации, слайды, экскурсии, учебные анимации, учебные видеофильмы, документальные и художественные фильмы и прочее в различном их сочетании.
Информационно-технологическая конструкция:
• комплекс из программных средств, по запросу пользователя демонстрирующий организованную наглядную информацию учебного назначения;
• наглядная информация учебного назначения, представленная с использованием инфографики, мультимедийных и интерактивных средств (в т. ч. с использованием таких приемов как: наглядные визуальные ряды, применение слоев, срезов, сечений, выносок, картографической привязки и других подобных приемов повышения наглядности). Наглядная информация может быть организована в виде коллекции атласов, карт, альбомов, иллюстраций, видеосюжетов и т.д., состав которых определяется целями обучения;
• титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями;
• система навигации по компонентам наглядного пособия и элементам управления;
• справочная система по работе с электронным наглядным пособием.
- Электронный практикум — ресурс, состоящий из комплекса учебных моделей либо средств доступа к аппаратно-программным комплексам (лабораторным установкам), позволяющий провести самостоятельные исследования по определенным темам дисциплины. Электронный практикум может быть реализован как виртуальный лабораторный практикум, автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом и др.
Информационно-технологическая конструкция:
• краткие теоретические сведения, изложенные, в том числе, с использованием
мультимедийных компонентов; „
• перечень задании для выполнения;
• методические указания, в которых отражается порядок действий обучаемого;
• электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний (подпункт 4.2);
• титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями;
• система навигации по элементам управления;
• справочная система по работе с практикумом;
• программное обеспечение, формирующее структуры отчетов по результатам исследований.
4.6 Электронный тренажер (симулятор) - ресурс, позволяющий формировать и закреплять профессиональные умения путем моделирования участия обучаемого в одной
. или нескольких взаимосвязанных практических ситуациях.
Информационно-технологическая конструкция:
• комплекс из программных средств, моделирующих в режиме обратной связи с обучаемым рабочее место, выполняемые функции или обстановк> профессиональной деятельности в форме виртуальных интерфейсов, приборов, среды;
• методические материалы по использованию тренажера;
• система навигации, подсказок и направляющих ссылок для активизации действий обучаемого, а также навигация по элементам управления;
• титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями;
• справочная система по работе с тренажером (симулятором).
4.7 Электронный курс лекций ресурс, представляющий собой комплекс текстографических конспектов лекций, освещающий содержание дисциплины в соответствии с учебной программой и организованный с помощью различных средств наглядности, мультимедийных компонентов и интерактивных форм.
Информационно-технологическая конструкция:
• лекции, представленные в виде текстографических конспектов;
• наборы презентационных материалов (слайдов) для сопровождения лекций;
• при необходимости - коллекции видеофильмов для сопровождения дисциплины, а также иные виды сопровождения;
• электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний (подпункт 4.2);
• титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями;
• методические указания по изучению;
- список литературы, в т. ч. гиперссылки на внешние источники, печатные, мультимедийные издания и ресурсы;
• система навигации по содержанию каждой лекции, а также между лекциями.
- Электронный учебник - ресурс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее „учебной программе. Электронный учебник, должен содействовать организации самостоятельной учебной деятельности. Информационно-технологическая конструкция:
• теоретический материал, представленный в виде гипертекста, разбитый на разделы и подразделы (темы);
• электронный курс лекций;
• мультимедийные компоненты, повышающие степень выразительности теоретического материала, иллюстрирующие основное понятие или объект изучения в каждом подразделе (теме) теоретического материала;
• электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний;
• электронный терминологический словарь (глоссарий);
• иные ЭОР, описанные в подпунктах 4.1 - 4.7;
• система навигации и поиска по материалам учебника, обеспечивающая возможность быстрого доступа к оглавлению учебника, а также любому подразделу (теме) или дополнительному материалу;
• инструкция по работе с системой навигации учебника;
• титульный экран и выходные сведения в соответствии с действующими требованиями.
Электронный учебник может содержать дополнительные встроенные программные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, моделирования).
- Требования к видам электронных образовательных ресурсов
5.1 Основные требования к электронным образовательным ресурсам:
• доступность посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. Интернет, в круглосуточном режиме («в любое время и из любого места»);
• доступность с помощью единого сервиса («личного кабинета» обучаемого);
• востребованность ЭОР обучаемыми в ходе учебного процесса в соответствии с подпунктом 6.2;
• субъектом управления процессом изучения учебного материала с помощью ЭОР должен быть либо обучающийся, либо, что предпочтительнее, информационно-обучающая система.
5.2 Разработка ЭОР производится с учетом требований образовательных стандартов (федеральных государственных образовательных стандартов, а также стандартов, разрабатываемых в университете), а также с учетом требований учебной программы дисциплины.
5.3 Разработка ЭОР производится с применением программно-технологических средств, на использование которых у школы или авторов имеются законные права.
5.4Выходные сведения ЭОР оформляют в соответствии ГОСТ Р 7.0.83-2012.
- Использование ЭОР в учебном процессе
6.1 Размещение ЭОР осуществляется на базе следующих сетевых ресурсов: • Сайта МОБУ СОш с. Мустафино mustafa.usoz.net в разделе Электронное образование
6.2 Необходимым условием востребованности ЭОР в учебном процессе является наличие обучаемых, которые используют ЭОР: осуществляют доступ к учебным материалам, выполняют учебные задания, используют контрольно-измерительные материалы, используют средства взаимодействия с преподавателем и иные средства, предусмотренные ресурсом.
6.3 Использование ЭОР в учебном процессе, контент которого представлен в -авторской редакции, как правило, ограничивается сроком в 1 учебный год, в течение
которого проходит апробация ресурса. После апробации ЭОР в обязательном порядке подлежит редакционной обработке и экспертизе (внутренней либо внешней). Сведения о прохождении экспертизы (в том числе сведения об эксперте) указываются на титульном экране ЭОР. |